Собор Святого Вита
Кафедральный собор Святого Вита является самым выдающимся архитектурным и духовным наследием Праги. Католический собор — резиденция Пражского архиепископа, в нем погребены короли и архиепископы, это самый большой и важный по своему значению собор в Чешской Республике. Даже сегодня в 21 веке его импозантность и мощь впечатляют.
То, что мы видим сегодня, появилось не в одночасье — здание собора строилось на протяжении многих веков, в несколько этапов.
Романская ротонда Святого Вита
Примерно в 925 году по приказу князя Вацлава была построена ротонда Святого Вита, на месте сегодняшней часовни собора. Стимулом к строительству послужила священная реликвия, полученная от римского императора Генриха I — рука Святого Вита. Ротонды строили на память о святых, о событиях их жизни или мучениях.
Внешний диаметр ротонды Святого Вита был около 13 метров, именно сюда из Стара Болеслава были перенесены останки князя Вацлава в 938 году, через три года после его смерти. Останки поместили в недавно построенном южном апсиде. В 973 году ротонда стала кафедральным собором в связи с созданием пражского епископства. Во время строительства базилики в том же месте в 1060 году ротонда была снесена, был сохранен только южный апсид с останками князя Вацлава.
Романская базилика Святого Вита, Вацлава, Войтеха
За год до своей смерти князь Спытигнев II на месте ротонды начал строительство трехнефной романской базилики в честь святого Вита, Вацлава и Войтеха. Базилику построили с двумя башнями, необычными двумя хорами и поперечным нефом. Это строение было больше, чем уже существующая базилика Святого Иржи (Георгия). Восточный пресвитерий был построен приблизительно на фундаменте ротонды, а западный около Старого пробства (Staré proboštství). Строительство базилики велось с 1060 года, продолжилось после пожара в 1091 году, и было закончено в 1096 году. Размеры базилики были 70×35 метров.
Придворные посещали базилику лишь при коронациях и похоронах. Базилика постепенно, по частям стала исчезать, в 1344 году началось строительство нового готического кафедрального собора, но религиозные церемонии не прекращались. Западная часть базилики использовалась для богослужений до 1400 года.
Кафедральный собор Святого Вита
История строительства
Первый камень готического собора был заложен 21.11.1344 года Карлом IV, архиепископом Арноштем из Пардубиц и Яном Люксембургским. Карл IV очень хорошо был знаком с готическим стилем, который появился во Франции, где он был воспитан. Строительство великолепного кафедрального собора должно было превзойти французские образцы готической архитектуры, для этого из Авиньона был приглашен архитектор Матиас Аррасский. Он до самой своей смерти в 1352 году трудился над строительством собора. Ему удалось построить большую часть хора до галереи, а также стены Святовацлавской часовни.
Четыре года после его смерти продолжалось строительство собора по его плану, а начиная от 1356 года за строительство взялся 23-летний немецкий архитектор Петр Парлерж. Стиль Парлержа был свободнее, чем стиль Матиаса, он предзнаменовал период поздней готики. Петр Парлерж был очень творческим человеком, источником его вдохновения был Кафедральный собор в Кёльне.
После смерти Петра Парлержа строительство продолжали его сыновья.
Гуситские войны, которые начались в 1419 году, приостановили строительство собора Святого Вита.
Владислав II Ягеллонский, которому перешло наследие Карла IV и его архитектор Гануш Списс, а после Бенедикт Рейт пытались достроить собор. Но при опустошительном пожаре на Малой Стране и Граде в 1541 году огонь охватил собор, что привело к значительным повреждениям.
Ремонтные и восстановительные работы проводились уже при короле Фердинанде I. Были отлиты новые колокола, сделана новая медная кровля, а в 1567 году на новопостроенном хоре разместился орган. Восстановление было закончено в девяностых годах 16 века, после событий на Белой Горе.
Окончательное завершение строительства было в конце 19 — начале 20 века. Начиная от пятидесятых годов 19 века, в соборе проводились ремонтные работы, 1 октября 1873 года был заложен краеугольный камень для завершения трехнефного собора в соответствии с проектом Йозефа Моцкера. После его смерти строительство продолжал Камил Гилберт. В 1929 году он был завершен в том виде, которым мы можем любоваться сегодня, случилось это через тысячелетие после смерти Святого Вацлава.
Интерьер собора Святого Вита
План кафедрального собора имеет форму креста, вход в собор находится в западной части. Перед посетителями сразу открывается впечатляющий вид готического кафедрального собора в неоготическом стиле в области центрального нефа со сводами высотой 33,5 метра. Своды переходят в области хора, средневековая часть освещена светом витражных окон. По периметру собора проходит трифорий, на нём размещены бюсты основателей, строителей собора, чешских королей, архитекторов и пражских архиепископов.
Особое внимание стоит уделить витражам собора. Это одна из самых современных деталей интерьера, их завершили в 1929 году. Собор — место святое, поэтому было решено, что свет, который попадает в собор, должен быть иным, не солнечным и не лунным. Работу над витражами доверили самым талантливым чешским художникам того времени. Скульптор Войтек Сушарда и художник Альфонс Муха декорировали окна в северной части нефа в 1920 году. Также над витражами работали Франтишек Кисела, Макс Швабинский.
Экстерьер собора Святого Вита
Внешний вид собора поражает грандиозностью в целом и деталями в отдельности. Длина главного нефа собора составляет 124 метра. Высота большой южной башни составляет 96,5 метров. С западной стороны собора находится две башни высотой 82 метра, между ними расположено большое 10-метровое окно в виде розетты.
На барельефах порталов изображены сцены из жизни св. Вацлава (правый портал), сцены строительства (центральный портал) и сцены из жизни св. Войтеха (левый портал).
Парадным входом в собор является южный портал «Золотые ворота». Его использовали только для торжественных случаев, таких как коронация или свадьба. «Золотые ворота» были построены по проекту Петра Парлержа, название ворота получили благодаря мозаике «Страшный суд», которая выложена из позолоченных кусочков стекла, а фигуры выложены из цветных камешков. Камешки были специально выточены в Венеции. Для создания этой мозаики венецианские мастера использовали около миллиона фрагментов более чем 33 оттенков.
На решётке перед золотыми воротами изображены бытовые занятия средневековых людей, каждое изображение подходит для какого-то знака зодиака.
Южная башня — колокольня с барочным куполом была создана сыновьями архитектора Парлежа по его чертежам. За позолоченной решеткой башни находится самый тяжелый колокол Чехии — Зикмунд, весом 18 тонн, созданный в 1549 году. Другие колокола — Вацлав (1542), Иоанн Креститель (1546) и Йозеф (1602). Колокола, которые существовали до этого, были уничтожены пожаром 1541 года. Чуть выше золотой решетки находится позолоченная буква R c короной и двумя пальмовыми ветками. Этот знак принадлежит королю Рудольфу II, который отдал много сил на поддержание собора. Еще выше находятся часы с одной стрелкой, на верхней части циферблата обозначены часы, а на нижней минуты и четверти.
На верх южной башни ведут 287 ступеней по винтовой лестнице, без единой остановки. Поднявшись на башню, вы увидите великолепную панораму города. Долгое время эта башня была самой высокой постройкой Праги, её высота составляет 96 метров.
При посещении чешской столицы обязательно посетите Кафедральный собор Святого Вита, почувствуйте дух настоящей Чехии, прикоснитесь к её многовековой истории.
—
Похожие записи:
Старые фотографии Праги
Пражская Лорета
Вышеград
Остров Кампа
Карлов мост
А на башню можно круглый год подниматься? Или зимой-весной нельзя?